В толстой кишке

В толстой кишке происходит в основном реабсорбция воды солей, некоторых органических и лекарственных веществ. Пищеварение здесь возможно лишь за счет остаточной активности ферментов, поступающих из тонкой кишки, и деятельности микробной флоры. Кишечные ферменты в толстой кишке инактивируются. При естественном вскармливании в кишках преобладает бродильная флора — бифидобактерии и лактобактерии (И. Н. Блохина, В. Т. Дорофейчук, 1979). Подвергаются брожению углеводы, омыляются жиры, растворяется клетчатка, образуется некоторое количество витаминов группы В, синтезируется витамин К. Бифидофлора выполняет роль антагониста по отношению к патогенным и условно-патогенным микроорганизмам, препятствуя приживлению их в кишках.

Таким образом, у здоровых детей раннего возраста отмечается интенсивное совершенствование системы пищеварения, завершающееся уже к концу первого года жизни достижением качественно нового уровня приспособительных механизмов, обеспечивающих возможность дальнейшего перехода на разнообразную пищу взрослых. Это происходит благодаря улучшению полостного пищеварения и координации деятельности отдельных частей пищеварительного аппарата. При раннем смешанном и искусственном вскармливании, особенно у детей с разнообразными пограничными состояниями и факторами риска, морфофункциональное созревание пищеварительного аппарата и приспособление к чужеродной пище осуществляется не так гладко, как при грудном вскармливании у здоровых детей. Несмотря на то, что показатели секреции и ферментативной активности пищеварительных соков у детей, находящихся на искусственном вскармливании, достигают высоких значений в более ранний возрастной период, чем при грудном вскармливании, созревание отдельных систем организма у них наступает позже и сопротивляемость ниже. При искусственном вскармливании ребенок лишается многих преимуществ, связанных не только с иным качественным и количественным составом основных компонентов пищи, заменяющих грудное молоко, но и отсутствием в них ряда биологически активных веществ. Утрачивается также биологическая связь с матерью, которая имеет большое значение для развития нервной системы и адаптации организма к условиям внешней среды. При искусственном вскармливании дети вынуждены получать значительно больше белка и солей, не всегда обеспечиваются достаточным количеством жира полноценного состава, в первую очередь эссенциальными жирными кислотами. Переход детей в ранние сроки на смешанное и искусственное вскармливание сопровождается выраженными изменениями в организме ребенка подобно стресс-ситуации (В. Д. Отт, 1974). У детей активизируется деятельность коркового вещества надпочечников, усиливаются тканевые обменные процессы, отмечаются признаки нарушения обмена веществ: увеличение задержки азота и натрия в организме на фоне некоторого дефицита воды, недостаточно активное выведение мочевины с мочой, а также усиление процессов бактериального разложения нерезервированных пищевых продуктов в толстой кишке и снижение иммунитета. В процессе приспособления к искусственному вскармливанию дети в течение некоторого времени не прибавляют в массе. У них появляются клинические признаки дефицита эссенциальных жирных кислот, реакции на избыточное белковое питание, а также повышается частота желудочно-кишечных и других заболеваний. В результате изучения физиологической и метаболической адаптации детей к различным видам вскармливания в настоящее время созданы питательные смеси, по составу более оптимально соответствующие возрастным особенностям детского организма («Малютка», «Малыш», «Виталакт» и др.). Однако и при их использовании в питании детей адаптация к ферментам наступает не сразу. Необходима функциональная тренировка, особенно при переводе на вскармливание молочными смесями, детей первых месяцев жизни, ослабленных, с факторами риска.