Отставание в психомоторном развитии детей

Несколько чаще, чем отставание в физическом развитии, наблюдалось отставание в психомоторном развитии детей. На 1-м году жизни они позже начинали сидеть, ходить, овладевать навыками общения с окружающими, позже начинали говорить, эмоциональная сфера их была бедна, причем увязать все это с бытом семьи не представлялось возможным. Мозг нуждается в больших количествах железа по сравнению с другими органами и потому нарушения в нервных клетках имеют место при дефиците железа, что и находит свое отражение в психомоторном развитии детей с железодефицитной анемией. Pollitt с соавт. (1976) установили, что экстрапирамидная система головного мозга содержит более 0,21 г/л негемового железа, что равно его содержанию в печени — органе, депонирующем железо. Отсюда и большая частота (88%) симптомов со стороны центральной нервной системы у детей с железодефицитной анемией. Это проявлялось снижением эмоционального тонуса, настроения, изменением поведения: дети становились малоподвижными, вялыми, раздражительными, плаксивыми, капризными. Если эти симптомы были выявлены у 30% больных с легкой анемией, то при тяжелой анемии — у всех детей. При тяжелой анемии дети становились негативными, полностью утрачивали интерес к окружающему, большинство из них лежали в кроватке, отвечая на попытку взять их на руки криком и плачем. Успокаивались дети только после того, как от них отходили, причем такая реакция со стороны больных наблюдалась не только при общении с медицинским персоналом, но и с детьми, и даже с родителями.